Трудно сказать, когда в Москве появилась Казачья слобода. О казаках знали в Москве еще в 14 веке. Подарок казаков - икона Донской Богоматери была с князем московским Дмитриев Ивановичем на Куликовом поле. Позднее казаки помогали стрельцам защищать южные окраины Московской Руси. Они всегда признавали московского великого князя своим государем, хотя и не любили бояр.
Официальные отношения с донскими казаками начались с царской грамоты 1570 года. Во времена правления царя Фёдора (а по сути Бориса Годунова) Дон стал осваиваться Московским царством. Верховья Дона вошли в систему фортификационных укреплений Руси, а средняя часть его охватывалась системой станичной и сторожевой служб. В 16-17 веках из Москвы на Дон регулярно приходили караваны с порохом и свинцом.
В XVI в. здесь находилась Коломенская Ямская слобода с храмом св. Флора и Лавра, покровителей коней. С построением же в 1591 г. деревянного Скородома ее перенесли на Зацепу, где устроили новую одноименную церковь, а данное место долго не заселялось.
В эпоху Смутного времени эти места в результате неоднократных осад города были полностью сожжены, и на образовавшемся пустыре уже при царе Михаиле Романове были поселены казаки, игравшие довольно заметную роль в годы его царствования. Они были подчинены особому Казачьему приказу, который заведовал атаманами и всем казачьим войском, служившим в качестве конницы и пехоты как в Москве, так и в других городах.
В Смутное время через Серпуховские ворота прошли по Замоскворечью в Москву отряды поляков под предводительством самозванца. В «Истории России с древнейших времен» (М., 1989, кн. IV, т. 8) отмечена положительная роль московских казаков в борьбе с поляками. «В бою 24 августа 1612 г. поляки под предводительством Ходкевича смяли русских и втоптали их в реку, так что сам Пожарский со своим полком едва устоял и принужден был переправиться на левый берег. Трубецкой же со своими казаками ушел в таборы за реки,— пишет С. М. Соловьев.— Казаки покинули и Климентьевский острожек, который тотчас же был занят поляками, вышедшими из Китай-города. Поляки, по обычаю, распустили свои знамена на церкви св. Климента; этот вид литовских знамен на православной церкви раздражил казаков: они с яростью бросились опять к острожку и выбили оттуда поляков» (с. 661). «Но, увидев, что они одни бьются с неприятелем,— продолжает историк,— а дворяне Пожарского им не помогают, казаки в сердцах опять вышли из острога…». Климентовский острожек известен с 1612 г. (в связи с битвой русских войск с войском польского гетмана Ходкевича), а по некоторым данным, церковь существовала здесь уже в 1605 г. Храм Священномученика Климента, Папы Римского - Москва, Климентовский переулок, д. 7/26.
С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм. Подтверждение находим в названии этого места обитания государевых ратников - Климентовский городок, или острожец, осторожок.
Пожарский упросил келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицина отправиться в сопровождении группы дворян — в казачий стан просить казаков продолжать борьбу против поляков. Келарь Палицын уговорил сначала казаков у Климентьевского острога, а потом переехал через реку в самые таборы казацкие; здесь одни казаки преспокойно пили, другие играли в зеренъ, но Палицын успел и их уговорить, и вот вся эта толпа оборванцев, босых, нагих (ибо все награбленное тотчас пропивалось и проигрывалось) бросилась через реку по следам товарищей с криком: «Сергиев! Сергиев!». Видя общее движение казаков, ополчение Пожарского также двинулось вперед, острог Климентьевский был взят у поляков, и русская пехота залегла по ямам и крапивам по всем дорогам, чтобы не пропустить гетмана к городу» (с. 662). Сражение казаков при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России.
А вот некоторые бояре, в частности, Иван Шереметьев с товарищами подбивали казаков уйти из столицы, «чтоб Литва в Москве сидела» (с. 664). Чтобы удержать казаков от бегства, из монастыря святого Сергия послали в казацкие таборы «в заклад» церковную драгоценную утварь. К чести казаков, они устыдились подношений, вернули подарки и «в грамоте обещались все претерпеть, а от Москвы не уйти» (с. 664). И сдержали слово.
Переселялись казаки в Москву на жительство и позже. В «Исторических актах» сохранились скупые сведения о том, что «выходцы Сибирские, Донские и Круговой станицы казаки в 1645 году размещены были по слободам и черным сотням…» в Москве (111, № 92). В «Разрядном приказе» сохранились сведения о присылке в Москву казаков для обучения ствольному делу в 1650 году (фонд. 210, 1650, Приказ. с. № 191). Скупость сведений объясняется потерей многих переписных и межевых книг Москвы.
Казаки выстроили Успенскую церковь, которая известна с 1642 г. В 1657 г. она показана стоявшей «без пения», то есть служб в нем не было. Это было связано с тем, что при царе Алексее Михайловиче Казачий приказ был упразднен (в актах он упоминается с 1618 по 1646 г.). В 1662 г. храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе. В 1698 году Петр I уничтожил в Москве стрелецкое войско и выселил из Стрелецкой слободы не только самих стрельцов, но и их семьи. Все другие слободы, в том числе и Казачьи, служившие двору и обслуживающие дворцовое хозяйство, с переездом двора в Петербург потеряли свое прежнее значение, стали превращаться в слободы свободных ремесленников и купцов. Скупив освободившиеся дворы, они устроили на их месте обширные усадьбы с садами и огородами. В конце XVII в. здешний храм был перестроен в камне стольником Василием Федоровичем Полтевым, который сохранился до наших дней. А когда в XVIII в. дворяне были освобождены от обязательной службы в войсках и канцеляриях, они стали переселяться в Москву, вытесняя ремесленников и торговцев, скупали слободские дворы, превращая их в один дворянский двор. Но еще в 1803 году в приходе церкви Успения числилось «казачье подворье», где жили казаки во главе с урядником Войска Донского. Казачье подворье это находилось через двор от церкви, на углу со Старомонетным переулком Большой Полянин.
1-й и 2-й Казачьи переулки отмечают сегодня место Казачьей слободы. «Каждая слобода имела обычно одну главную улицу и несколько отходящих от нее переулков. В центре слободы, на небольшой площадке обычно стояла церковь, а возле нее — «братский двор», на котором проходили общие собрания и помещались управления слободы». 1-й Казачий переулок соединяет улицы Большую Ордынку и Большую Полянку, за углом от церкви Успения Пресвятой Богородицы. 2-й Казачий переулок перпендикулярно выходит из середины 1-го Казачьего переулка и другим концом упирается в Погорельский переулок. Оба стали называться Казачьими переулками «с конца XIX в. в память о бывшем здесь в XVII–XVIII вв. поселении казаков». До 1890-х гг. оба Казачьих переулка назывались Успенскими. Более раннее название 1-го Казачьева — Жуков переулок, а 2-го — Фаминицин, по фамилии домовладельцев.
По соседству с ней расположилась Стрелецкая слобода. В книге «По Москве. Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям», М., Издание М. и С. Сабашниковых, 1917, сс. 303–304, читаем: «3десь чуть ли не с самого своего возникновения (нач. XVI в.) стало селиться стрелецкое войско, этот первообраз постоянной армии, а с ХVII в. здесь же расположились и казачьи слободы».
Исторически центром любой слободы была церковь. Центром Казачьей слободы являлась церковь Успения Богородицы.
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ В КАЗАЧЬЕЙ СЛОБОДЕ
Церковь Успения находится на углу Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка. Церковь вытянута "кораблем" вдоль Казачьего переулка. Главное здание храма построено в в 1695-1697 г.. К основному зданию с запада примыкает одноэтажная трапезная с большими окнами и коло-кольней. Трапезная и двухъярусная колокольня построены в конце 18 века в классическом сти-ле. Стройная колокольня, увенчанная шпилем с крестом, стоит на изгибе улицы Б. Полянки и ее видно издалека. В 1812 г. храм выгорел изнутри. В 1818 г. церковный староста Никита Карпышев восстановил храм (раньше, чем свой сгоревший дом). В начале XIX в. церковным старостой был купец П. Рогаткин, а после него - его сын Д.П. Рогаткин. Оба жертвовали на церковь большие суммы (семья Рогаткиных жила неподалеку). В 1869-1872 гг. храм был обновлен усердием Д.П. Рогаткина и прихожан. Церковь была закрыта в 1930 г. и обезглавлена. До этого из храма были изъяты золотые и серебряные церковные украшения и утварь. Верх колокольни и дом причта разрушили. В 1983 г., когда храм был отреставрирован, в нем размещались типография и архив Всесоюзного заочного финансово-экономического института. В 1990 г. храм возвращен верующим. Богослужения возобновлены в 1994 г.
Москворецкое благочиние Москвы, округ Центральный
Престолы:
Главный: Успения Пресвятой Богородицы, приделы - икон Божией Матери "Утоли моя печали" и "Седмиезерный".
В 1768 г. Г. Нестеров устроил придел Седмиезерской Божьей Матери. А в 1795-1797 гг. были выстроены новая трапезная с приделами Божьей Матери "Утоли моя печали" и новая колокольня (на средства П.И. Позняковой, вдовы генерал-майора).
Адрес: г. Москва, ул. Большая Полянка, 37/14; 1-й Казачий пер., 14/37
Телефон: 8-499-238-03-98
Электронный адрес:iular@yandex.ru
Ближайшие станции метро: "Полянка"- 145 м.
Источник: http://my.mail.ru/community/orencossackmosc/3BC3FA1BB2D8A0AD.html |