23:15 Казачий круг |
О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ДЕЖУРНЫХ ЕСАУЛОВ За обеспечением порядка на Кругах казаков следили дежурные есаулы (один или два, по необходимости) и помогавшие им казаки-приставы. Какие же функции выполняли на Кругах дежурные есаулы? Есаул (ясаул) — это основное звено старшинского (офицерского) состава казачества. Учитывая, что чина майор не было ни в Русской Императорской Армии, ни в казачьих иррегулярных (нерегулярных) войсках, есаул — это чин, соответствующий современным капитану-майору. То есть чин, стоящий между обер-офицерами (младшими офицерами) и штабс-офицерами (старшими офицерами). Следующий по старшинству после есаула чин — чин войскового старшины, то есть подполковника. Кроме того, в традициях казачества была и должность есаула — как заместителя атамана. Войсковой есаул — заместитель войскового атамана, полковой есаул — заместитель полкового атамана и так далее. И, конечно, ни при каких обстоятельствах есаул не мог быть молоденьким. Хорошо, если к тридцати годам выслуживались казаки до этого чина. На период проведения Кругов для наблюдения за дисциплиной и порядком назначали авторитетных старшин (офицеров), как правило есаулов, и постепенно за ними закрепилось выполнение определенных функций на Кругах. Учитывая, что среди выборных казаков (делегатов) могло быть много есаулов, то тех из них, кого назначали наблюдать за дисциплиной и порядком, стали называть дежурными есаулами. Да и слово это подходящее — произошло от слова яса (закон). Так что в первоначальном значении слово есаул (ясаул) означало следящий за соблюдением ясы (закона). Но дежурные есаулы никогда не являлись главными распорядителями казачьих Кругов. На Кругах более высокого ранга, чем станичные и хуторские Круги, это были, как правило, войсковые старшины и полковники. Никогда дежурные есаулы не стояли над Кругами казаков и никогда нагайками рты выборным старшинам и казакам не затыкали. Высшая власть у казаков принадлежит Кругу и только Кругу, а в период между Кругами — атаману. Есаульцами у казаков назывались подростки-казаки (посыльные), помогавшие дежурным есаулам на Кругах, и которых посвящали или приобщали к традициям проведения казачьих Кругов. О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СТАРИКОВ НА КРУГАХ Старики по казачьим традициям принимали участие в работе органов местного самоуправления — в хуторах и станицах. Они представляли на этих Кругах интересы старшего поколения казаков и на этом уровне были вполне необходимы и уместны. При проведении Кругов более высокого уровня, в отделах, округах, полках и войсках старики отсутствовали, потому что на этих Кругах не рассматривались вопросы, затрагивающие интересы старшего поколения казачества. Доминирующим компонентом Кругов этого уровня была казачья старшина. А если некоторые старики и попадали на эти Круги, то по уму, а не по возрасту. Со времени же введения института наказных атаманов с конца XVIII века и до 1917 года Круги в отделах, округах, полках, войсках не проводились вообще. Конечно, на станичных и хуторских Кругах к мнению стариков всегда прислушивались, но правом «Вето» их никто никогда не наделял. Правом «Вето» обладала лишь высшая инстанция — собственно сам Круг казаков, при этом слово «вето» в казачьем лексиконе не использовалось вообще. В рамках Круга никогда не существовало каких-либо иных институтов управления, кроме самого Круга казаков. Были органы управления Кругом — Старшина Круга, дежурный есаул и приставы и были выборные казаки и старшины. На станичных и хуторских Кругах были не Советы стариков, как отдельный институт управления Кругом, а просто старики, принимавшие участие в их работе. На казачьем Круге и атаман, и генерал, и члены Атаманского правления имеют права не больше, чем любые другие, такие же, как и они, выборные казаки. Нет на Круге ни атаманов, ни Атаманских правлений. Они складывают свои полномочия перед делегатами Круга, и Круг проводит совершенно другой институт управления: старшина Круга, дежурный есаул и приставы. На Круге нет и не может быть никаких решений атамана, а есть только решения Круга, как нет и права вето у стариков. Вопрос избрания или переизбрания атамана правомочен решать только Круг казаков. Полномочия стариков, делегатов Круга, распространялись только на период работы Круга, а с его окончанием прекращались. Советы стариков не существовали даже на уровне хуторов и станиц. Старики никогда не имели право «Вето» — это прерогатива только Круга казаков. О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СВЯЩЕННИКОВ НА КРУГАХ Высшая власть у казаков принадлежит всем совершеннолетним мужчинам общины, то есть — Кругу казаков. А если это были Круги крупных по численности станиц или Круги более высокого уровня — то выборным (делегатам) старшинам и казакам этого Круга. Отсюда священник ни при каких обстоятельствах не мог быть выше Круга. Он был частью Круга и подчинялся всем законам его. По казачьим традициям ни священник, ни любой другой казак не могли самовольно покинуть Круг, кроме как с разрешения выборных казаков Круга и по уважительной причине. Участие или неучастие священника в работе Круга ничего не меняло. Казаки на Кругах обсуждают и решают не церковные вопросы, а казачьи: общественные, хозяйственные, войсковые. Не мог священник самовольно уйти с Круга и потому, что по казачьим традициям их за три правонарушения приговаривали к порке плетьми: — за прелюбодеяние; — за богохульство — если священник в своей речи применял матерные слова в адрес Бога; — за неподчинение Кругу. А в стародавние времена, когда казаки еще не были на государственной службе, а были вольным казачеством, то попов за указанные выше прегрешения карали смертной казнью, в излюбленной казаками форме — «в куль да в воду», то есть топили. И, конечно, место священнику было не в президиуме, президиумов у казаков не было никогда, а среди казаков Круга. Священников для казачьих общин не всегда хватало, тем более при походах, а Круги казаков, при необходимости, проводились всегда. Но когда среди казаков были казаки-священники, или на Круге обсуждались церковные вопросы, при этом особо подчеркиваю — не просто священники, а именно священники-казаки, то их, как правило, на Круг приглашали. Священники не казачьего происхождения — ни в казачью общину, а тем более на Круг — не допускались ни при каких обстоятельствах. Какие же функции выполняли священники на казачьих Кругах? 1. Являлись представителями церковного казачьего клира на Круге. 2. Наблюдали, чтобы Круг проходил в рамках православной морали и нравственности. И все. Они были лишены в рамках Круга активного и пассивного права голоса, то есть не могли избираться в атаманы и старшины и не имели права голосовать за того или иного кандидата. Крестьяне и мещане при встрече с дворянином, священником или государственным чиновником обязаны были снять шапку, сломать ее и раскланяться. А казак шапку не ломал ни перед кем, даже с Государем здороваясь кивком головы или словами. Но конечно же казаки всегда снимали головные уборы – в помещениях, храмах, перед образами (иконами), перед знаменами и на молитве. Поэтому на казачьих Кругах нельзя было сидеть в папахах по двум причинам: Принцип единоначалия никогда у казаков не нарушался. Выше атамана мог быть только казачий Круг. У казаков женщина на Круг не допускались вообще. Лишь на Сход, в виде исключения, до совершеннолетия сына могла быть допущена женщина- вдова, владелица земельного надела (пая), доставшегося ей от погибшего или умершего мужа. Так в чем же коренилось общественное, социальное и семейное неравенство мужчин и женщин у казаков? 1. Патриархальные традиции казачества. Женщины лишены права голоса на Круге и в семье, и только в исключительных случаях, указанных выше, допускались на Сходы;2. Церковные православно-христианские традиции. Считалось, что женщины не всегда бывают чистыми, а в Храме женщина да молчит; 3. Государственная служба казачества. За это казаки получали земельный надел (пай), равный 3 га земли на донских и кубанских черноземах, а в Сибири до 10-15 га земли на казака. С рождения младенца мужского пола ему сразу же нарезали надел, а женщинам надел не предоставлялся. Поэтому после смерти родителей имущество делилось между братьями, а сестры получали от родителей только приданное. Родился сын – в семье казака праздник, к богатству, родилась дочь – к бедности. У казаков считалось, что растить дочь – это растить 20 лет работника в чужой курень. На кругу казаки находились в шапках. Собственно, ими голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул нахлобучивал ее ему обратно — значит, говоривший лишался слова. Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин. Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, особенно у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, памятуя: «Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны». «От лишних слов слабеют руки» - и больше всего почитали волю. Казаки были неподкупны, предательство среди них, среди природных казаков не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников. По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Из преступлений самым великими считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденой вещи, связь с женщиной и содомской грех. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал обет безбрачия. Казнь полагалась и просто за привод женщины в Сечь, будь даже это мать или сестра казака. Одинаково с этим каралась и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали «лыцари», подобное деяние к обесславлению всего войска Запорожского простирается. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дерзость против начальства. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. |
|
Всего комментариев: 0 | |