12:48 РАСПОЯСАВШИЕСЯ и РАСПУЩЕННЫЕ |
ПОЯСА Пояс во все времена считался обязательным элементом одеяния казаков. Ношение кожаных поясов и ремней с металлическими пряжками и накладками – древняя традиция. Неподпоясанному мужчине неприлично было выйти на улицу, показаться старику или человеку, бывшему статусом выше его. Слово "распоясаться" означает: Стать распущенным, утратить всякую сдержанность. "Без пояса ходить грех" - говорилось в народе. Распоясать человека значит обесчестить его. Не носить пояса могли очень глубокие старики и мальчики. [ ?]Можно выделить два типа мужских поясов: кожаные с пряжкой с металлическим набором или без него и пояса из ткани или войлока. Поясные ремни были одношпеньковыми и блях не имели. Во второй половине XIX - начале XX века более всего были распространены пояса из узкого кожаного ремня. Пояса этой простейшей формы носили повседневно, они были доступны любому казаку. Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными, пряжками и подвесками разной формы. Носили пояс на черкеске и чекмене, на бешмете и рубахе (если черкеска (чекмень) не была надета), а иногда и на шубе. На поясе висело оружие: кинжал (или нож в ножнах), пистолет и иногда шашка. Последнюю носили и на портупее. Пояса широкие матерчатые цветные носили старики, казацкая старшина, а также мужчины, находящиеся в трауре. Ими могли подпоясать бешметы и рубахи, но черкески и чекмени - никогда. Сложенную в несколько раз материю (холст, шелк) скручивали жгутом и получался пояс. Его оборачивали дважды вокруг талии и спускали спереди двумя концами. ВОЛОСЫ Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Отсюда и выражение "опростоволоситься". Без головного убора появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи. Головной убор носился в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы без него на людях. Это считалось позором. По традиции казачка, выходя из дома, обязана была покрывать голову платком, косынкой или другим головным убором. Женщин с непокрытой головой называли «распокрытой» или «расповязанной». «Распустила Дуня косы, а за нею все матросы». Название «распущенная» женщина от распущенных волос. Девушки до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу — в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу — значило оскорбить девушку. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. ТОЛЬКО ШАПКА КАЗАКУ ВО СТЕПИ ПОДМОГАГоловные уборы казаков (фуражки и папахи) – особая часть их гардероба. Они считались «продолжением головы» и свидетельствовали о принадлежности к казачеству.Этот головной убор сопровождал казака всю жизнь и был символом юридических, прав главы рода, главы семьи. Фуражки носили с особым шиком, лихо сдвинув набок и открыв чуб.Снимали по команде «На молитву шапки долой!», при иконах и за трапезой.Фуражка для казаков предмет священный, овеянный традицией. Фуражка – обязательный головной убор казака. Это символ принадлежности казака к Войску. Фуражка была, есть и будет предметом почитания, поклонения и гордости казака. И эти три детали: крест, шапка и шашка (или еще раньше сабля) составляли символы особые потому неприкосновенные. Для казака смертельным оскорблением была сбитая или сорванная с головы шапка.Фуражка в курене вешалась на видном месте, а в доме вдовы лежала под иконой. После гибели кормильца защиту семьи доверяли Богу.У нее было особое место в убранстве казачьего куреня. По числу фуражек и папах в прихожей можно было судить о том, сколько казаков живет в этом доме, сколько объединено в семью. Фуражки или папахи без кокард принадлежали казакам нестроевых возрастов. Хотя этот обычай почти не соблюдался. Потому, что казачата хотели казаться старше, а старики моложе. Кокарды носили все.На старинную папаху частенько нашивали образок или за подкладку зашивали какую-нибудь священную реликвию. Поэтому частенько степи, на войне, в походе казак ставил шапку на какую-нибудь возвышенность, на холмик или на воткнутую в землю шашку и молился на сияющий на ее челе образок.Так что же символизировала шапка, что означала она для казака? В первую очередь, принадлежность его к казачеству. Кстати это назначение фуражки или папахи сохраняется и сегодня.Совершенствование стрелкового оружия привело к тому, что в бою яркие фуражки превратились в легкую мишень. Сейчас фуражка казака предназначена только для торжественных случаев вроде парада, участие на круге или похода в храм. А для боя - обычная камуфлированный головной убор, более практичен и безопасен.Нельзя класть фуражку на козырек, только на тулью, иначе быть беде.Чтобы родился мальчик, подкладывают фуражку под подушку женам.Сорванная ветром фуражка - к неприятностям по службе. |
|
Всего комментариев: 0 | |