Два становища, одно на р. Эмбе в 500 верстах от Оренбурга, другое при речке Ак-Булаке в 160 верстах от р. Эмбы, к ноябрю1839 г. были готовы; гарнизоны поставлены, укрепления устроены, запасы в них свезены. Первое укрепление названо Аты-Якши, второе Ак-Булак. В октябрь собраны в Оренбурге 3 1/2 бат. пехоты из отборных людей 22 пехотной дивизии, 2 батарейных, 4 конных, 8 горных орудий, 6 кегорновых мортирок и три казачьих полка Уральского, Башкирского и Оренбургского войск. [ ... Читать дальше » |
Казак, это северный бедуин, во всех невзгодах надеется собственно на одни свои силы, а солдат на каждом шагу ждет команды. Наши войска умеют твердо ходить тихим шагом под картечными выстрелами и молча складывать свои головы там, где им прикажут. Казаки же у нас партизаны, их правило гикнуть, налететь на врага, яро ударить, и от первых пуль удрать с такой же быстротой до лясу.
[ ... Читать дальше » |
Среди горных кряжей и отрогов Тянь-Шаня, замыкающих с востока своими дикими, угрюмыми хребтами благодатную Ферганскую долину, заброшено небольшое русское укрепленьице Гульча, составляющее наш опорно-наблюдательный пункт среди немногочисленных аулов полудикого кочевого пограничного населения, алайских киргиз. [ ... Читать дальше » |
По выходе из Кашгара немецкие путешественники окончательно забрали казаков в свои руки и весьма круто изменили свое обхождение с ними. Здесь они с полной откровенностью проявили свой нрав, свое просвещенное чисто немецкое отношение к подчиненным им временно нижним чинам, свою культурность и гуманность. [ ... Читать дальше » |
К весне 1868 года боевые средства Сыр-Дарьинской Области заключались: в 11 батальонах пехоты, 32 орудиях, состоявших в четырех батареях полевой артиллерии, 380 орудиях, составлявших вооружение 17 пунктов, в которых размещены были войска области, и 21 сотнях казаков Оренбургского и Уральского казачьих войск. К этому надо прибавить еще две роты крепостной артиллерии и одну роту саперную. Числительность наших войск должна была следующая: [ ... Читать дальше » |
1. От Яицкого казачья города тамошних казаков доброконных 1 000 человек, (а другая 1 000 возмется к Оренбургу и Орску), да с стороны Астраханской губернии нарядить волских калмык до 5 000, а буде возможно и более. 2. [
...
Читать дальше »
|
Общая численность войск Туркестанского округа, выступивших в Хивинский поход, была следующая: 21 рота пехоты, 7 сотен, 20 орудий и 8 ракетных станков, всего 5,250 чел. и 1,650 копей (По две роты от 1, 2 и 3 Туркестанских стрелковых батальонов, 4-й стрел. бат., три роты 2-го и 2 роты 4-го бат. Саперная рота. Казаки: три сотни Оренбургского, две сотни Уральского, 1 сотня Семиреченского. войска, сборная сотня. 10 орудий Туркестанской артиллерийской бригады, 6 конных орудий Оренбургского войска, 2 картечниц (в числе 4 горных орудий). В том числе пехоты 3,220, сапер 200 чел., артиллеристов 677, казаков 1,150.). [ ... Читать дальше » |
ПОЯСА Пояс во все времена считался обязательным элементом одеяния казаков. Ношение кожаных поясов и ремней с металлическими пряжками и накладками – древняя традиция. Неподпоясанному мужчине неприлично было выйти на улицу, показаться старику или человеку, бывшему статусом выше его. Слово "распоясаться" означает: Стать распущенным, утратить всякую сдержанность. "Без пояса ходить грех" - говорилось в народе. Распоясать человека значит обесчестить его. Не носить пояса могли очень глубокие старики и мальчики. [
...
Читать дальше »
|
О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ДЕЖУРНЫХ ЕСАУЛОВ За обеспечением порядка на Кругах казаков следили дежурные есаулы (один или два, по необходимости) и помогавшие им казаки-приставы. Какие же функции выполняли на Кругах дежурные есаулы? Есаул (ясаул) — это основное звено старшинского (офицерского) состава казачества. Учитывая, что чина майор не было ни в Русской Императорской Армии, ни в казачьих иррегулярных (нерегулярных) войсках, есаул — это чин, соответствующий современным капитану-майору. То есть чин, стоящий между обер-офицерами (младшими офицерами) и штабс-офицерами (старшими офицерами). Следующий по старшинству после есаула чин — чин войскового старшины, то есть подполковника. Кроме того, в традициях казачества была и должность есаула — как заместителя атамана. Войсковой есаул — заместитель войскового атамана, полковой есаул — заместитель полкового атамана и так далее. И, конечно, ни при каких обстоятельствах есаул не мог быть молоденьким. Хорошо, если к тридцати годам выслуживались казаки до этого чина. На период проведения Кругов для наблюдения за дисциплиной и порядком назначали авторитетных старшин (офицеров), как правило есаулов, и постепенно за ними закрепилось выполнение определенных функций на Кругах. Учитывая, что среди выборных казаков (делегатов) могло быть много есаулов, то тех из них, кого назначали наблюдать за дисциплиной и порядком, стали называть дежурными есаулами. Да и слово это подходящее — произошло от слова яса (закон). Так что в первоначальном значении слово есаул (ясаул) означало следящий за соблюдением ясы (закона). Но дежурные есаулы никогда не являлись главными распорядителями казачьих Кругов. На Кругах более высокого ранга, чем станичные и хуторские Круги, это были, как правило, войсковые старшины и полковники. Никогда дежурные есаулы не стояли над Кругами казаков и никогда нагайками рты выборным старшинам и казакам не затыкали. Высшая власть у казаков принадлежит Кругу и только Кругу, а в период между Кругами — атаману. Есаульцами у казаков назывались подростки-казаки (посыльные), помогавшие дежурным есаулам на Кругах, и которых посвящали или приобщали к традициям проведения казачьих Кругов. О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СТАРИКОВ НА КРУГАХ Старики по казачьим традициям принимали участие в работе органов местного самоуправления — в хуторах и станицах. Они представляли на этих Кругах интересы старшего поколения казаков и на этом уровне были вполне необходимы и уместны. При проведении Кругов более высокого уровня, в отделах, округах, полках и войсках старики отсутствовали, потому что на этих Кругах не рассматривались вопросы, затрагивающие интересы старшего поколения казачества. Доминирующим компонентом Кругов этого уровня была казачья старшина. А если некоторые старики и попадали на эти Круги, то по уму, а не по возрасту. Со времени же введения института наказных атаманов с конца XVIII века и до 1917 года Круги в отделах, округах, полках, войсках не проводились вообще. Конечно, на станичных и хуторских Кругах к мнению стариков всегда прислушивались, но правом «Вето» их никто никогда не наделял. Правом «Вето» обладала лишь высшая инстанция — собственно сам Круг казаков, при этом слово «вето» в казачьем лексиконе не использовалось вообще. В рамках Круга никогда не существовало каких-либо иных институтов управления, кроме самого Круга казаков. Были органы управления Кругом — Старшина Круга, дежурный есаул и приставы и были выборные казаки и старшины. На станичных и хуторских Кругах были не Советы стариков, как отдельный институт управления Кругом, а просто старики, принимавшие участие в их работе. На казачьем Круге и атаман, и генерал, и члены Атаманского правления имеют права не больше, чем любые другие, такие же, как и они, выборные казаки. Нет на Круге ни атаманов, ни Атаманских правлений. Они складывают свои полномочия перед делегатами Круга, и Круг проводит совершенно другой институт управления: старшина Круга, дежурный есаул и приставы. На Круге нет и не может быть никаких решений атамана, а есть только решения Круга, как нет и права вето у стариков. Вопрос избрания или переизбрания атамана правомочен решать только Круг казаков. Полномочия стариков, делегатов Круга, распространялись только на период работы Круга, а с его окончанием прекращались. Советы стариков не существовали даже на уровне хуторов и станиц. Старики никогда не имели право «Вето» — это прерогатива только Круга казаков. О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СВЯЩЕННИКОВ НА КРУГАХ Высшая власть у казаков принадлежит всем совершеннолетним мужчинам общины, то есть — Кругу казаков. А если это были Круги крупных по численности станиц или Круги более высокого уровня — то выборным (делегатам) старшинам и казакам этого Круга. Отсюда священник ни при каких обстоятельствах не мог быть выше Круга. Он был частью Круга и подчинялся всем законам его. По казачьим традициям ни священник, ни любой другой казак не могли самовольно покинуть Круг, кроме как с разрешения выборных казаков Круга и по уважительной причине. Участие или неучастие священника в работе Круга ничего не меняло. Казаки на Кругах обсуждают и решают не церковные вопросы, а казачьи: общественные, хозяйственные, войсковые. Не м ... Читать дальше » |
ЖУРНАЛ, веденный Свиты его императорского величества поручиком Гавердовским и колонновожатыми Ивановым и Богдановичем во время следования их по высочайшему повелению чрез Киргизскую степь в провинцию Бухарию, с различными наблюдениями, с описанием всех случившихся происшествий, равно как и о возвращении в Россию в 1803 году, с кратким уведомлением об отправлении посольства в азиатское владение. Краткое уведомление об отправлении посольства в азиатское владение, известное вообще под именем Большой Бухарии - Западный Туркестан, в отличие от Малой Бухарии, или Кашгарии – Восточного Туркестана (ныне южная часть Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР). Вся комиссия, состояла из 48 человек: надворный советник, доктор Большой, два переводчика, коллежский асессор Биктяшев и титулярный советник Бекчурин, два колонновожатых, Иванов и Богданович, два брата бухарского посланника, два писаря, два магометанских муллы, из коих один персидского и индейского языков переводчик, три казанских татарина, 19 человек оренбургских казаков с чиновником и 9 тептярей с тремя хорунжими. Сверх сего было при нас три служителя, купеческих приказчиков с работниками 8 человек, да при товаре же три бухарца. Тептяри (от персидского «дефтярь» – особый вид поземельных записей) – сословная группа смешанного тюркского и угро-финского происхождения, проживавшая на башкирских землях на правах аренды (припуска). С образованием в 1798 г. иррегулярного Башкиро-Мещерякского войска тептяри также включались в юрты (команды) северо-западных кантонов и вплоть до 1865 г. верстались на военную службу. |